Хабаровчанка создала линейку одежды с орнаментами народов Севера

Хабаровчанка создала линейку одежды с орнаментами народов Севера
Хабаровчанка создала линейку одежды с орнаментами народов Севера
Хабаровчанка создала линейку одежды с орнаментами народов Севера
Хабаровчанка создала линейку одежды с орнаментами народов Севера
Хабаровчанка создала линейку одежды с орнаментами народов Севера
Хабаровчанка создала линейку одежды с орнаментами народов Севера
Хабаровчанка создала линейку одежды с орнаментами народов Севера
Хабаровчанка создала линейку одежды с орнаментами народов Севера
Хабаровчанка создала линейку одежды с орнаментами народов Севера
Фото: todaykhv.ru
Оксана Галдан развивает собственную марку «Мерч коренных малочисленных народов Хабаровского края»  Фото из архива Оксаны Галдан

Этно-украшения давно перестали быть только частью костюмов участниц фольклорных ансамблей и «вышли на улицы». В повседневной же одежде дальневосточные мотивы по-прежнему встречаются редко. Интересны ли жителям Хабаровского края национальные промыслы, корреспонденту ИА «Хабаровский край сегодня» рассказала мастерица Оксана Галдан, которая развивает собственную марку «Мерч коренных малочисленных народов Хабаровского края».

Мимо ее витрины на «АмурФесте» пройти очень сложно. Издалека привлекают внимание футболки с ульчскими орнаментами. Подойдя ближе, хочется задержаться подольше, разглядывая одежду, серьги, стикеры и наклейки с мотивами сказок народов Севера.

Оксана Галдан выросла в селе Булава Ульчского района. В детстве училась в школе искусств, педагоги которой большое внимание уделяют сохранению национальной культуры. Как и многие ее сверстницы, с ранних лет занималась в национальном ульчском танцевальном ансамбле, параллельно изучала народные промыслы: училась вышивать, плести пояса – неотъемлемую часть народного костюма.

– Национальные мотивы со мной с самого детства. Моя прабабушка – папина бабушка шила халаты, вышивала ковры. Я ее, к сожалению, не застала, а бабушка отдала мне свой халат, который ей остался от мамы. Когда его рассматриваю, плакать хочется: там ни одной машинной строчки, подклад, пуговицы, узоры – все детали пришиты вручную. Каждый стежочек настолько мелкий, что его только под микроскопом можно рассмотреть. Раньше нитки были в дефиците, для шитья распарывали шелковые ткани, из них брали волокна, а там ниточка очень тоненькая. Мулине, которыми мы сейчас вышиваем, намного толще ниток, которыми шили наши бабушки. Не представляю, как они это делали, к тому же часто работали в полумраке – при свечах или лучине. Мы в детстве тоже много вышивали. А еще устраивали такие бешеные соревнования по плетению поясов. Приходили с девочками после уроков в школу искусств, начинали вдвоем плести один пояс и с трех до шести часов соревновались, кто быстрее сплетет свою часть, – вспоминает Оксана Галдан.

Сейчас мастерица шьет жакеты, на которых вышивает ульчские орнаменты, украшает вышивкой воротники пиджаков, изготавливает серьги в этно-стиле и рисует, превращая свои рисунки в открытки, стикеры, наклейки.

Художественного образования у девушки нет. Она окончила хабаровский педагогический колледж, затем Педагогический институт ТОГУ по профессии переводчик с китайского и английского языков. Параллельно с учебой в университете освоила профессии парикмахера и тату-мастера.

– Я делаю татуировки, и если раньше в моде были надписи на китайском или японском языках, то сейчас все чаще поступают запросы на наши национальные орнаменты. Специально рисовать я не училась, сюжеты в основном беру из головы: просто сажусь и придумываю. Как-то раз меня попросили нарисовать узор, я от руки быстренько нарисовала, линии симметрично сложились. Все вокруг очень удивлялись, как так получилось, а я и сама не знаю, – рассказывает Оксана. – Сейчас интерес к национальным орнаментам возвращается. Когда я танцевала в детстве, нам нельзя было, выходя на сцену, никакие ульчские украшения надевать – ни сережки, ни кольца, нельзя было ничего, а сейчас, наоборот, все стараются надеть все, что есть, на шею, голову, в уши серьги вдеть. Бабушка мне рассказывала о своем свадебном костюме. Сложное было традиционное одеяние: халат, сверху накидка, обувь. Многие национальные вещи, которые были в нашей семье, не сохранились, и бабушку это очень расстраивало. Я сделала для нее несколько пар сережек, бабушка их носит и очень гордится.

Национальные украшения становятся все популярнее у покупателей, и серьги, изготовленные Оксаной Галдан, не остаются без внимания посетителей «АмурФеста». Продавать их девушка начала не сразу.

– Мои знакомые участвовали в закрытой ярмарке, куда приходили люди, неравнодушные к местному творчеству. Туда даже вход был платным. Я сходила туда и задумалась: почему бы тоже не попробовать продавать свои работы, но у меня были только рисунки. Попробовала сделать из них открытки, на ярмарке мне подсказали, что лучше заняться стикерами, теперь делаю наклейки на телефоны, – рассказывает Оксана. Производство одежды с национальными орнаментами – неожиданная и довольно рискованная идея. Ручная вышивка отнимает много времени, что в сочетании с тратами на материалы повышает стоимость готовых изделий. Поэтому самый частый вопрос, на который приходится отвечать мастерице: почему так дорого? – Моя подруга рассказывает, что часто видит на ярмарках девушку, которая приходит, смотрит на мои жакеты и страдает из-за того, что они такие дорогие. Даже мерила, но пока не купила, – смеется Оксана. Свои изделия девушка демонстрирует и сама. Например, все лето проносила жакет собственного изготовления, с национальным орнаментом, вышитым на спине. Прохожие на комплименты не скупились.

По мнению Оксаны Галдан, на улицах дальневосточных городов не хватает национального колорита.

– Якутия, Бурятия, Ямал – у них все просто пестрит! Я была в Салехарде, туда приезжаешь и сразу понимаешь, что приехал на родину ненцев. В Бурятии очень много брендов одежды, причем это серьезные бренды, а не единичные изделия, которые сшиты дома в свободное от работы время. В Якутии тоже много национальных брендов. Знаю, что два дизайнера оттуда собираются представить свои коллекции на подиумах Европы. У нас в Хабаровске, к сожалению, пока не проходят показы национальных мод, но этнические нотки потихоньку появляются в интерьерах кафе и ресторанов. Это радует. Поделиться Поделиться Отправить
 
По теме
В городе Вяземском состоялась встреча с педагогом дополнительного образования школы №62 города Хабаровска Павлом Белых.
Гaзeта Bязeмcкиe вecти