Столичные иконописцы приступили к росписи колонн в основном приходе Спасо-Преображенского кафедрального собора Хабаровска. Храм освятили 20 лет назад, но возможности нанести библейские сюжеты не было. За работой художников наблюдала Анна Леонова.
Под главным куполом собора иконописцы проверяют себя на выносливость. Пока для них это самый высокий храм, над украшением которого они работали. Поэтому первые дни привыкали к расстояниям – роспись ведут с самого верха, а это 24 метра – почти 10-этажный дом.
Герман Плетень, художник-монументалист, иконописец, г. Москва: « Из-за высоты возникают трудности в переноске всех своих вещей, мы с собой берём чуть ли не всю поклажу кистей, красок, много вёдер, много различных колеров, которые с этажа на этаж надо перекладывать. Самое страшное – это подняться на самый верх, когда у тебя работа на самом верху и вспомнить, что ты что-то забыл внизу».
Вот так, осыпая пол сусальным золотом, мастера акрилом тщательно выписывают образы святых. Кирилл и Мефодий, Борис и Глеб на водной основе будут выигрышно смотреться на белоснежных колоннах. Краска хороша в использовании – изображения от копоти свечей впоследствии можно даже мыть. Наносить на колонны лики непросто даже опытному иконописцу.
Ольга Малышева, художник-иконописец, г. Москва: « Всегда это ракурс какой-то, если прямая стена, то это всегда одна картинка, а когда она цилиндром, это всегда другая картинка, сложности в том, что, если отойди подальше и посмотреть – не получится, тебя ограничивают леса, и получается окружность, и просто надо проявлять мастерство».
Иконописец Пётр сурово, не отвлекаясь, выписывает главное – сами образы святых. Его ещё называют «личником» за то, что именно ему доверяют глаза, лица и взгляды. А художнице Олесе под куполами иногда разрешается «похулиганить».
Олеся Захарова, художник-иконописец, г. Москва: « Есть элемент творчества, но, конечно, не в основных моментах, основные моменты они установлены, каноничны, а элемент творчества – это завиточки, завитушки, складки на одежде – можно внести творческое, например, апостол Пётр, у него одежда должна быть жёлтая, а элемент творчества – сделать тёплый жёлтый или холодный жёлтый».
Проект росписи придумали в Приамурской митрополии совместно со столичными художниками. В прошлом году завершили работы в алтаре, сейчас за неделю распишут колонны, затем мастера возьмутся за стены.
« — Мы начнём вот с этой передней части, проект уже готов, это будет выше над алтарем, по всему собору будет изображен хрестоматический ряд, все праздники – Воскресение Христово, Сошествие во Ад, это все сюжетные линии с Иисусом Христом».
За работой наблюдают прихожане, даже китайские туристы заглядывают, службы временно ведут в нижнем храме. Следующий праздник Пасхи уже пройдёт в полностью расписанном самом большом на Дальнем Востоке страны соборе.
Для лиц старше 18 лет. Анна Леонова